Главная
Колонка автора
Ваши рассказы
Ваша история
Биографии
Интервью
Форум
Консультации психолога
НЕБИРИК

Колонка автора
    Вот подумалось мне как-то сегодня о том, в чем же заключается секрет счастливой семейной жизни?И вспомнилась фраза, гласящая: «Отношения в доме, в семье зависят от женщины»..Надо понимать, что отношения зависят от ума женщины, ее терпения, любви, готовности на жертвы и т.д. Следовательно, если отношения в семье хорошие, значит женщина достаточно умна, терпелива, любвеобильна, готова на жертвы и т.д. но тогда получается, что в тех случаях, когда счастья не получилось, женщины не умны, не терпеливы, не готовы на жертвы?Но ведь это же полный абсурд! Поскольку таких несчастливых семей тысячи, сотни тысяч, при этом женщины, живущие  в таких семьях умны, талантливы, замечательны! И пускай у этих женщин все будет хорошо -  а те, кто смог создать семейное счастье -  кто – нибудь, когда – нибудь подсчитывал сколько приходилось раз этим женщинам, создавшим замечательные семьи, а также всем другим пытавшимся это сделать, идти на уступки, на жертвы, наступать себе на горло ради семейного благополучия? Навряд ли...   
       

 
 
Регистрация

Введите логин и пароль:
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
 
 
 
 
Матлюба Фархатовна Алимова


Вы здесь: Главная / Интервью / Матлюба Фархатовна Алимова.
(количество просмотров: 124)

   


 

Матлюба Фархатовна Алимова

 

(12.08.1954 года [Андижан])

 

Россия (russia)

 

"Мне говорят - дура, что не спала с Высоцким"

 

 

Она почти не изменилась. Как будто только что сошла с картинки 25-летней давности. Лаура из "Маленьких трагедий", цыганка Настя из телеэпопеи про Будулая - ее героинь знают все. А вот имя исполнительницы - Матлюба Алимова - практически неизвестно. Всего четырнадцать ролей в кино, из которых, по большому счету, запомнились лишь две - это у Матлюбы в прошлом. "В настоящее время не снимается, живет в Ташкенте и занимается реставрацией бухарских и шахрисабских вышивок" - такова предельно скупая информация о ней в Интернете. А будущее... Пока в тумане. Но первый шаг уже сделан. На последнем "Киношоке" показали узбекскую кинокомедию "Товарищ Бойкенжаев". В одной из ролей - Матлюба Алимова. Cпустя 12 лет застоя и забвения актриса вновь на экране. Что это - возвращение?

- Вот так зигзаг: из актрис - в швеи. Согласитесь, Матлюба, по меньшей мере странно.

- Но должна же я чем-то заниматься. Тем более что фильмов у меня сейчас нет.

- У вас лично или в Узбекистане?

- В Узбекистане-то кино есть, но мне там нет применения.

- Отчего же?

- Может быть, в силу того, что я не знаю языка. Хотя я не считаю, что это веская причина.

- Вот это да! Узбекская актриса не знает родного языка?

- Ничего удивительного в этом нет. Во-первых, я не чистая узбечка - только по папе. А во-вторых... Меня в детстве так часто обижали - отсюда и предвзятое отношение к языку.

- Стоп. Кто обижал?

- Мальчики. Им почему-то обязательно нужно было хватануть меня за косы или еще за что-нибудь.

- Может, таким образом они признавались вам в любви?

- Я не знаю, в чем они там признавались. Нужно было быть на моем месте, чтобы почувствовать. А слова так и останутся словами. Их можно по-другому перевернуть и не понять, что было на самом деле. Во всяком случае, в моей памяти осталось, что какие-то оскорбления в детстве я слышала только от мальчиков-узбеков. А может, это и не оскорбления вовсе были. Может, сегодня я приняла бы их за какой-то дикий комплимент... Знаете, я как-то была в Риме, просто шла по улице, а мне без конца сигналили все проезжающие мимо машины. Сначала я думала лишь об одном: как мои ташкентские подруги, переехавшие жить в Италию, предупреждали: "Будь осторожна, там полно проституток. Как бы тебя не приняли за одну из них". И лишь потом я вспомнила: это же Рим! Если сигналят, значит, хотят сказать: "виват!", "привет!", "ты так хороша!"... Может, когда узбекские мальчишки бросались в меня камнями и дергали за волосы, они тем самым тоже хотели выразить свое восхищение. Я не знаю... Кстати, мне потом объясняли, что зря я так уж разобиделась. Действительно, по узбекским обычаям такого рода грубые "ухаживания" и есть комплимент. А я, балда деревянная, ничего не поняла. Как не понимала и отца...

- Он был груб?

- Нет, у нас это в порядке вещей, а для европейского человека - дикость... Не скажу, что я - человек европейский. Но училась в простой советской школе, не национальной, поэтому какие-то моменты в детстве меня просто сшибали. Особенно его грубость по отношению к маме.

- Но узбекские девушки наверняка воспринимают это как должное и становятся примерными женами.

- Нет, все равно возмущаются. А кроме того, моя мама ведь не узбечка. У нее столько всего намешено: есть русская кровь, грузинская, немецкая, польская... А фамилия - Эпельмахова. Мама сейчас живет в Твери, и среди 450 тысяч жителей второй такой фамилии нет. На самом же деле фамилия дедушки звучала: Епельмахов. Но поскольку некоторые находили в ней нехорошее созвучие и переворачивали на дурной манер, дедушка немного ее переделал.

- А цыганских корней у вас случайно нет?

- Нет. Но вы знаете, одно время я и сама засомневалась - даже маму заставила покопаться в своей родословной. Но я думаю, что цыгане - это не кровь, а отношение к жизни, к миру. Глобальное понятие.

- После роли Насти в "Цыгане" вы для них, наверное, стали актрисой №1. Ну разве что после Светланы Тома.

- Ой, да. Когда я видела на улице цыган, сразу переходила на другую сторону улицы. Сказать, что они меня полюбили - ничего не сказать. Цыгане меня своей считали. Так и говорили: "Настя, ты наша". Надо хорошо знать эту нацию, чтобы понять: такие слова дорогого стоят. Цыгане чужаков не признают и своими просто так не называют. Вот Алексей Владимирович Баталов, у которого я училась во ВГИКе, - единственный человек, с которым живет цыганка. Для цыганской женщины мужчины другой национальности - табу. Нет, погулять она может. Как они говорят: хоть три дня, но мы с тобой муж и жена. Но жить вместе и рожать детей - только с цыганом. И единственный человек, который, не будучи цыганом, был признан этими людьми, - это Баталов. Но Алексей Владимирович вообще целого табора стоит.

- Давайте помечтаем. Допустим, вам предлагают сняться в "Цыгане-3" - сейчас ведь ностальгия в моде, - согласились бы?

- Не знаю. Александра Исааковича Бланка, режиссера картины, уже нет. Да и не нужно это. Есть вещи, к которым лучше не прикасаться. Сделано все. Уже на вторую-то часть актеры неохотно собирались. Народ ведь в письмах просил, чтобы досняли всего одну серию, а фильм растянули еще на четыре. Всеобщего братства, как это могло показаться, на съемочной площадке не было и в помине. Клара Лучко держалась ближе к режиссерам. Михай Волонтир приехал на съемки со своей женой и все свободное время проводил с ней. Цыгане, разумеется, сами по себе. С Кларой Степановной, например, с тех пор я виделась лишь однажды - в 96-м году в Доме кино. С Волонтиром же - вообще ни разу. Все меня спрашивают: где он, что с ним, а я даже не знаю, что ответить. В Бельцах - говорю.

- О съемках в "Маленьких трагедиях" у вас более приятные воспоминания?

- Я и "Цыгана" с удовольствием вспоминаю. Но "Маленькие трагедии" - это было что-то особенное. Дебют. Я студентка, а со мной на съемочной площадке - Белохвостикова, Калныньш. Ну и Высоцкий, конечно. Представляете: огромный павильон "Мосфильма", работает безумное количество людей, потрясающие декорации, костюмы. Творческий гул - кипит работа. Но стоило Высоцкому только появиться в дверях павильона, как все вдруг начинали говорить исключительно шепотом. Мне об этом никто не говорил - сама заметила. Идет человек, небольшого роста, с роскошным голосом, и говорит всегда в полтона. Но каждое слово слышно. В нем такая мощь была, что мне казалось, будто все в стеночку вжимаются при его появлении и начинают говорить шепотом. Автопилотом - не договариваясь. А я сразу перешла с ним на "ты". Мне и в голову не приходило сказать "вы". И, конечно, все тут же решили, что у нас с Высоцким роман.

- Вам нравилось, что люди так думают?

- Не знаю, но вообще приятного мало. Я-то выросла в Андижане, маленьком городке - девочка нетронутая, чистая. Всей этой каши не знала. Не понимала, что даю повод для сплетен. Как дети, знаете, думают: вот где-то в книжках такое есть, а в жизни быть не может. Я и мысли не допускала, что про нас с Володей могут что-то говорить. Еще перед съемками он пригласил меня на свой концерт. Сам заехал за мной на своем знаменитом "Мерседесе", остановился у "Мосфильмовской". Так гостиница чуть ли не на уши встала. Все из окон повылазили - поглазеть: кто же новая избранница Высоцкого? Через год после съемок, когда Володи уже не стало, меня ловили на "Мосфильме" малознакомые люди и выспрашивали: "Ну ты с ним хоть спала?" "Нет", - говорю. "Ну и дура".

- Последний фильм с вашим участием вышел в 92-м. Это развал Союза спутал актрисе Алимовой все карты?

- Мы все находились в какой-то инерции. Все время в надежде, что завтра, завтра... А завтра растянулось на двенадцать лет, и уже понимаешь, что время упущено. Но я к этому отнеслась философски, посмотрела по сторонам: так, в России происходит то же самое, на Украине, в Грузии... Все страдают одинаково. И почему я должна думать, что достойна первого места, а все остальные, такие-сякие, пусть дома сидят?

- Ну а выход-то какой?

- Я сказала себе, что если сейчас мое время и я имею право на работу в кино, значит, меня найдут где угодно и позовут, как и было раньше. А если не зовут - значит, не ко времени. Значит, я должна остановиться, со стороны посмотреть на себя и решить: что во мне не так. Серьезно говорю: я не страдаю. Если я сейчас не снимаюсь, значит, зачем-то мне это нужно.

- Это все философия, а на практике?

- Я занялась реставрацией национальных ковров, чтобы заработать деньги.

- Честно говоря, слабо представляю себе этот род деятельности.

- Сейчас я вам все объясню. Сначала на домашнем станке из скрученной вручную хлопковой нити ткут полоски шириной по 25 сантиметров. Затем их сшивают. И поверху цветными шелковыми нитями вышивают узоры. Какова моя задача? Когда ковер от древности приходит в негодное состояние, я должна сделать так, чтобы он снова заиграл. Все полоски разъединяю, мою. Там, где вышивка стерлась, - вышиваю заново. Если поистрепалась материя - делаю заплатку. То есть из мертвого создаю живое.

- А вы что, специально для этого записались в кружок кройки и шитья?

- Нет, просто я большая умелица. Вы не поверите, это такая радость, когда из кучи ветхой выцветшей материи, на которую и смотреть-то страшно, удается сделать что-то красивое. Как-то раз я показала пару вещей, отреставрированных мною, своим друзьям-антикварщикам. Они были в восторге. Вот через них-то и пошла информация, что я умею это делать. Постепенно у меня появились постоянные клиенты, заказчики. И ничего удивительного: за свое качество я отвечаю.

- Как в республике отнеслись к тому, что известная актриса переквалифицировалась в реставратора национальных вышивок?

- Я вас уверяю, никому до этого нет дела.

- Как это? Если бы, предположим, Сергей Маковецкий вдруг решил вышивать крестиком, об этом раструбили бы все российские газеты.

- Это в России. А у нас... Я не знаю, на виду ли другие актеры, но чем я занимаюсь, касается только меня и больше никого.

- Но эта работа хоть высокооплачиваемая? Вообще, вы - обеспеченная женщина?

- Ни в коем случае. Почему-то многие думают, что я несметно богата и только по собственной прихоти отказалась от съемок в кино. Это совсем не так. Например, машины у меня никогда не было. Живу я на окраине Ташкента, в самой обыкновенной однокомнатной квартире. И порой боюсь туда кого-то впустить. Даже близкие друзья немного теряются, когда приходят ко мне в гости. У меня, скажем так, не совсем обычная квартира. Есть общепринятый стандарт, который в Узбекистане ассоциируется с благополучием. А я терпеть не могу всякого рода стандарты. Но не стану же я всем объяснять, почему мне не нравится мебель, которая считается у нас приличной. И что старый, столетний ковер у меня в комнате стоит дороже, чем два новых. А всех это шокирует: что же у нее такая рухлядь везде...

- Вы одна живете?

- Одна. Детей у меня нет. Замужем была, но моего первого опыта хватило для того, чтобы не захотеть замуж во второй раз.

- Все было так плохо?

- Начиналось-то все лучше некуда. Выходила замуж я по бешеной, неуемной и, что самое главное, взаимной любви. Познакомились во ВГИКе. Он был студентом режиссерского факультета: наполовину русский, наполовину казах - Мурат Ахметов, сейчас живет в Алма-Ате. Вообще, я его редко вспоминаю - если честно, даже не интересовалась его дальнейшей жизнью... Мурат сильно постарался, чтобы испортить наши отношения. Я - человек преданный, мягкий, и меня надо действительно очень жестоко обидеть, чтобы выпасть из моей жизни навсегда.

- За что вы не смогли его простить?

- Когда человек так преданно, так искренне любит, что перед ним меркнет свет, а его за это предают... Мурат был ревнив. Чудовищно ревнив. Причем абсолютно без повода. Он постоянно во мне сомневался, цеплялся к каждой ерунде, все время пытался уличить в какой-то мнимой измене. Самый невинный мужской взгляд в мою сторону приводил его в бешенство. А мне приходилось оправдываться. Мерзко, унизительно, несправедливо!.. Слава богу, до побоев дело не дошло.

- Но знаете, как говорят: бьет - значит, любит...

- Это если цыгане не бьют, значит, вроде как не любят. Мне это не нравится. Чтобы доказать свою любовь, необязательно лупить. Или как-то унижать, оскорблять... Я понимаю, конечно, труднее подойти и сказать: "Дорогая, я так тебя люблю", - проще дать по морде. Но это гадко...

- Все мужики, в общем, сволочи.

- А все время так получалось. Я была искренна, не врала ни секунды, ждала любви, а оказывалось, все это игра - талантливо сыгранный сюжет из традиционного сценария. Я влюбляюсь в человека, восхищаюсь им на полную катушку. В этом у меня есть что-то цыганское - один раз, но... Шла с открытым сердцем, а в ответ получала одни плевки.

- Неужели всегда так? Ведь бывает...

- Не бывает. Надо быть сильным фантазером, чтобы в это поверить. Я себя презираю за это. Не хочу в это верить, мне противно, но это так. Не потому, что я хотела в этом убедиться, - меня убедили. И сейчас я одна... Но жалеть меня не надо, я не одинока (Матлюба показывает серебряный крестик. - Авт.).

- Вы христианка в мусульманской стране?!

- А что тут странного? У нас в Узбекистане большая православная епархия. Я пришла к вере уже в довольно зрелом возрасте, и это был осознанный выбор. Китайцы, например, считают, что именно к 40 годам человек становится один. И на этом этапе он должен уйти в себя и отыскать то, ради чего он живет. Я, считаю, нашла. Нашла Бога. И научилась органичнее принимать все, что происходит вокруг меня. Даже выглядеть лучше стала.

- Вот с этим точно не поспоришь. Выглядите - просто сногсшибательно. Кого благодарить: родителей или мастерство пластического хирурга?

- Ну вы уж скажете: ни то, ни другое. Я вообще считаю, что чем меньше внимания человек обращает на свою внешность, тем лучше он сохраняется. А там (Матлюба многозначительно поднимает вверх указательный палец. - Авт.) мне никогда не было столько лет. И никогда, наверное, не будет. Еще когда училась во ВГИКе, наблюдая за нашими учителями-женщинами, я пришла к выводу, что у человека со временем его собственная личность отпечатывается на лице. Все - мысли, характер, нрав... У меня в Ташкенте есть один замечательный знакомый, у которого даже в 93 года на лице нет ни одной морщинки. Потому что нечему корежить лицо. Чудесный человек - он никогда не состарится.

- К вам случайно не подходят знакомиться мужчины лет тридцати?

- Вот совсем недавно я с соседскими 17-летними девочками ходила купаться на озеро. Жара в тот день стояла невыносимая. Надела коротенькое прозрачное платье, из-под которого просвечивал купальник, взяла полотенце и пошла. По дороге нас нагнала какая-то машина, оттуда вышли двое молодых ребят. И один из них - прямиком ко мне. "Девчонки, - говорит, - не хотите ли с нами покататься?" Я обернулась, сняла очки. Спрашиваю: "Что?" Парень моментом осекся, пробурчал что-то невнятное и ушел. Мне же скоро пятьдесят стукнет!.. Но все равно было чертовски приятно! А если бы приложила какие-то усилия - могла и познакомиться. Но, во-первых, неинтересно. По себе знаю: до 30 еще нет мозгов - человек еще не "доварился". Можно, конечно, вначале увлечься. Чисто плотски. Но потом ведь все равно придется общаться. Он говорит слово, а я знаю, какое следующее... А это утомляет.

- Вам нравятся мужчины от 50 и старше?..

- Мне нравятся мужчины. Неважно, в каком возрасте.

- Давайте о будущем. Маленькая роль в "Товарище Бойкенжаеве" - это возвращение?

- Не знаю. Ну не могу я подойти к режиссеру, взять его за грудки и сказать: "Эй ты, смотри, вот я!" Была бы молодая, красивая, и то не стала бы этого делать.

- То есть сейчас вернетесь в Узбекистан - и опять за ткацкий станок?

- Я вообще сейчас плохо представляю, чем займусь. Хочу в ближайшее время переехать в Москву. Но понятия не имею, что я там буду делать. И найдется ли мне место. Знаете, когда знакомые рассказывают о столичной жизни, мне уже становится страшно. Пока перееду к сестре, которая давно устроилась в Москве. А там видно будет.

- А терять в Узбекистане нечего?

- Нет, кроме самого Узбекистана.

- Это большая потеря?

- Ну как сказать... Конечно, я выросла на Востоке, он в моей крови. Ведь зачем-то я живу до сих пор в Ташкенте. Непонятно зачем. Я сама себе часто задаю этот вопрос - и не могу ответить. Что-то держит: весна, которая бывает только там, запахи... - все, из чего и складывается человек. Но я рискну. Для чего? Чтобы зарабатывать деньги, только и всего. Потому что у нас их уже вообще не заработаешь. А в Москве, как говорит моя сестра, только жутко бездарный и ленивый человек не может заработать деньги.

- Как говорил Остап Бендер: сколько вам нужно для полного счастья?

- Не бешеное количество, и не в московских понятиях. Пока я не представляю: сколько нужно денег в Москве на месяц? Знаю только, что раньше мне удавалось заработать в Москве за один день больше, чем за год в Ташкенте. Если сейчас я пригожусь, если будет где сниматься - не откажусь. А если мое время все-таки ушло - не стану биться в истерике, кричать: "Ай-ай-ай, почему вы меня забыли?!" Почему-то уверена, что не останусь не у дел. В конце концов поеду в Рим и устроюсь там в какой-нибудь ресторан. Официанткой.

Дата публикации на сайте: 06.09.2007

 

 

 
  Сайт разработан в студии SF7
tel.: +7 /3272/ 696500
© 2017 "Истории о нас"
Все права защищены.