Главная
Колонка автора
Ваши рассказы
Ваша история
Биографии
Интервью
Форум
Консультации психолога
НЕБИРИК

Колонка автора
    Вот подумалось мне как-то сегодня о том, в чем же заключается секрет счастливой семейной жизни?И вспомнилась фраза, гласящая: «Отношения в доме, в семье зависят от женщины»..Надо понимать, что отношения зависят от ума женщины, ее терпения, любви, готовности на жертвы и т.д. Следовательно, если отношения в семье хорошие, значит женщина достаточно умна, терпелива, любвеобильна, готова на жертвы и т.д. но тогда получается, что в тех случаях, когда счастья не получилось, женщины не умны, не терпеливы, не готовы на жертвы?Но ведь это же полный абсурд! Поскольку таких несчастливых семей тысячи, сотни тысяч, при этом женщины, живущие  в таких семьях умны, талантливы, замечательны! И пускай у этих женщин все будет хорошо -  а те, кто смог создать семейное счастье -  кто – нибудь, когда – нибудь подсчитывал сколько приходилось раз этим женщинам, создавшим замечательные семьи, а также всем другим пытавшимся это сделать, идти на уступки, на жертвы, наступать себе на горло ради семейного благополучия? Навряд ли...   
       

 
 
Регистрация

Введите логин и пароль:
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
 
 
 
 
Анджолина Бозио


Вы здесь: Главная / Биографии / Анджолина Бозио.
(количество просмотров: 86)

   


(28.08.1830 года - 09.04.1959 года)

Италия

Автор: Евгений Цодоков

Статья: Ее оплакивал весь Петербург

Но то, что произошло после 20 октября 1956 года, недостаточно описать словами успех, триумф, фурор. Это было какое-то безумство, перешедшее во всенародную любовь. Впервые была исполнена Травиата, где Анджолина спела Виолетту. Это роль стала ее высшим достижением.

Она угасала. Бюллетени о ее болезни печатались в газетах, вывешивались на дверях дома на Невском*, где она жила. Приходили посетители и расписывались в книге соболезнований...
12 апреля 1859 года ее хоронил, казалось, весь Петербург. К выносу ее тела из дома Демидова в Католическую церковь собралась толпа, в том числе множество студентов, признательных покойной за устройство концертов в пользу недостаточных слушателей университета - свидетельствует современник событий. Напуганный обер-полицмейстер Шувалов, опасаясь беспорядков, оцепил здание церкви полицейскими, что вызвало всеобщее возмущение. Однако опасения были напрасными. В скорбном молчании колесница с гробом и печальная процессия направились к Католическому кладбищу на Выборгской стороне близ Арсенала. У могилы сошедший с ума старик, граф Орлов, поклонник ее таланта, ползал в беспамятстве по земле. На его средства был сооружен красивый памятник (ныне, после ликвидации в 1930-е годы этого кладбища, прах покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры):
Во второй части стихотворения О погоде Н. Некрасов написал о ней такие строки:
Вспомним Бозио. Чванный Петрополь
Не жалел ничего для нее.
Но напрасно ты кутала в соболь
Соловьиное горло свое.
Дочь Италии! С русским морозом
Трудно сладить полуденным розам
Перед силой его роковой
Ты поникла челом идеальным.
И лежишь ты в отчизне чужой
На кладбище пустом и печальном
Это имя - Бозио - не давало покоя другому творцу, гению русской поэзии Осипу Мандельштаму. Чувствительный к красотам итальянского языка, к музыке, он воспринимал само ее имя как музыку. Оно преследовало его. А ведь поэт не слышал (и не мог слышать) голоса певицы. Она была для него больше чем певица. Она стала доказательством красоты и мировой гармонии, противостоящей суровым реальностям бытия, с которыми поэту приходилось иметь дело. Особенно остро Осип Эмильевич ощутил это после октябрьского переворота (Нет, уж позвольте мне судиться!.. Сама певица Бозио будет петь в моем процессе).
Задуманная поэтом повесть Смерть Бозио так и не была написана. Наброски рассыпались осколками по Египетской марке, Четвертой прозе, стихам 20-х годов:
И живая ласточка упала
На горячие снега.
Когда-то в шестидесятые годы именно из Мандельштама я узнал об этом имени. Тогда стихи поэта, тайно переписывавшиеся от руки, давали ощущение причастности к чему-то сокровенному. Сейчас же эти строки уже вспоминает каждый, кто касается данной темы. Но сама Бозио, ее жизнь, особенно до приезда в Россию известна меньше. Заполним этот пробел.
Анджолина Бозио родилась 28 августа 1830 года в итальянском городе Турине, в семье актера. Уже в 10-летнем возрасте она начала обучаться пению в Милане у Венчеслао Каттанео. Дебют певицы состоялся в июле 1846 года в Королевском театре Милана (Teatro Reale), где она исполнила партию Лукреции в опере Верди Двое Фоскари. Вскоре Анджолина стала выступать в более известном миланском театре Каркано, соперничавшим с самим Ла Скала и ставшим знаменитым благодаря мировым премьерам Анны Болейн Доницетти (1830) и Сомнамбулы Беллини (1831). Затем певицу стали приглашать и на другие сцены. Она пела в Вероне, Мадриде, Копенгагене. Наконец, в 1848 году она впервые вышла на подмостки парижской Гранд опера (Двое Фоскари). Именно парижская сцена немного позже принесла ей громкую славу. Но пока молодая певица отправляется в поисках успеха в Америку, путь в которую для итальянской оперы проторил 25 лет назад со своим семейством великий Мануэль Гарсиа-старший, и которого в нью-йоркском порту встречал знаменитый моцартовский либреттист Лоренцо да Понте. Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Гавана - широка была география этих гастролей. В 1850 Бозио пела в Нью-Йорке в труппе Гаванской итальянской оперной компании. Спектакли проходили в театре Niblos Garden, построенном в 1828 году Уильямом Нибло. Здесь певица участвовала в американской премьере оперы Макбет Верди (партия Леди Макбет).
В 1851 Анджолина возвращается в Европу. В том же году выходит замуж за некоего грека с колоритной фамилией Ксиндавелонис. Весьма важным для ее карьеры стал 1852 год. Она дебютирует в лондонском Ковент-Гардене в партии Адины (Любовный напиток Доницетти). Успех усилился, когда Анджолина блестяще выступила в партии Эльвиры в Пуританах Беллини, которую до нее здесь исполняла любимица местной публики и королевы Виктории Джулия Гризи. Триумфальной стала для Бозио зима 1952/1853 года, когда она вновь появилась в Париже, где тогда блистала певица Фредерика Крювель (1826-1907), выступавшая под именем Софии Крувелли, вошедшая в историю оперы как 1-я исполнительница партии Елены в Сицилийской вечерне Верди (1855). Анджолине удалось стать достойной соперницей немецкой примадонны, блестяще выступив в заглавной партии во французской премьере оперы Верди Луиза Миллер. Но певицу уже снова ждали в Лондоне. 14 мая 1953 года она спела Джильду в английской премьере Риголетто. Среди других партий, исполненных Бозио в этот период - заглавные роли в операх Йессонда Шпора и Матильда ди Шабран Россини. В 1855 итальянская примадонна (теперь ее уже так можно было называть) еше раз гастролировала в Париже.
И вот наступила осень 1855 года, время первого появления Бозио в России**. В этот период на петербургской сцене в Итальянской опере блистали Л. Лаблаш (1794-1858), Э. Тамберлик (1820-1889), Э. Кальцолари (1823-1888), А. Де Бассини (1819-1881). Что касается примадонн столичной сцены, то предшественницами Бозио были хорошо нам знакомая Полина Виардо-Гарсиа (1821-1910) и менее известная ныне, но пользовавшаяся большой популярностью в то время, француженка А. Де Лагранж (1824-1905), обладавшая несколько холодноватой, но весьма виртуозной манерой пения. Приезда Бозио ожидали с интересом (уже была известна ее популярность в Европе), но спокойно. Дебют в партии Джильды был встречен одобрительно, но без особого восторга. Среди первых откликов в прессе характерно мнение Ростислава (Ф. Толстой) в Северной пчеле: Голос Бозио - чистый сопрано, необычайно приятный, в особенности в средних звуках: верхний регистр чист, верен, хотя и не слишком силен, но одарен некоторою звучностью, не лишенною выразительности. Однако уже вскоре обозреватель Раевский констатирует: Первый дебют Бозио был успешный, но любимицею публики она стала после исполнения партии Леоноры в Трубадуре, впервые представленного петербургской публике. Спектакль, в котором наряду с Бозио пели Тамберлик, невестка Лаблаша Де Мерик-Лаблаш (1830-1901) и Де Бассини, произвел большое впечатление, особенно блистательный дуэт Тамберлик-Бозио. К этому времени певица уже успела выступить в Пуританах, Дон Паскуале Доницетти (Норина), Севильском цирюльнике (Розина) и ряде других партий. Характерно мнение И. Тургенева, скептически относившегося к выступлениям итальянской труппы 50-х годов (он кроме Полины тогда почти никого не замечал). Даже он отмечал в письмах к своей пассии в декабре 1855 года мастерство Бозио в Трубадуре.
В 1856 в театральной жизни Российской империи произошло одно важное событие. Был восстановлен после пожара 1853 года московский Большой театр. Торжественное открытие театра состоялось 20 августа, и было приурочено к коронационным торжествам в Москве по случаю восшествия на престол Александра II. Сюда в полном составе прибыла из Петербурга итальянская труппа. В переполненном зале в присутствии Царской семьи был дан спектакль Пуритане с участием Бозио, Кальцолари, Лаблаша и Де Бассини. Затем труппа еще в течение месяца выступала в Москве, дав более 20 спектаклей. Все они пользовались неизменным успехом и способствовали росту популярности Бозио.
Но то, что произошло после 20 октября 1956 года, недостаточно описать словами успех, триумф, фурор. Это было какое-то безумство, перешедшее во всенародную любовь. Впервые была исполнена Травиата, где Анджолина спела Виолетту. Это роль стала ее высшим достижением. Восторженным отзывам не было конца, все отмечали совершенно изумительное драматическое мастерство и проникновенность, с которой Бозио проводила заключительную сцену. Именно игра Бозио вдохновила Тургенева на замечательный эпизод в романе Накануне (1859), когда Инсаров и Елена присутствуют на спектакле Травиаты в Венеции (городе, где состоялась мировая премьера оперы). Несомненно, он создан также и под впечатлением смерти певицы, о которой он упоминал в письме Гончарову: Сегодня узнал о смерти Бозио и очень пожалел о ней. Я видел ее в день ее последнего представления: она играла Травиату; не думала она тогда, разыгрывая умирающую, что ей вскоре придется исполнить эту роль не в шутку. Прах, и тлен, и ложь - все земное.
Но до трагической смерти было еще два с лишним года. А пока: восторженное поклонение, светская жизнь, концерты при дворе и в студенческой среде, благотворительная деятельность и светские салоны. Жизнь летела безмятежно. Новые роли покоряли слушателей ****
Кто только из деятелей русской культуры не восхищался Бозио. Здесь и суровый Серов, не переносивший Верди, и Одоевский, и Чернышевский. В романе Что делать в третьем сне Веры Павловны есть любопытный эпизод. Вера Павловна недовольна, что Кирсанов не достал билета на Травиату. Будто не знает, что когда поет Бозио, то нельзя в 11 часов достать билетов:. Далее перед взором героини возникает загадочная гостья. Ей кажется, что это певица, и хочется с ней познакомиться, чтобы та спела что-нибудь для нее. Но тут же возникают опасения: Разве она станет петь для меня? Ведь она должна беречь свой голос. И вдруг Вера Павловна слышит голос певицы на русском языке. А когда это Бозио успела выучиться по-русски? И как чисто она произносит. Кстати, деталь эта подмечена верно. Бозио умела петь по-русски. В сцене урока пения в Цирюльнике она часто исполняла вставной номер - что-нибудь из русских песен или романсов (в одной из рецензий указываются песни Варламова). Возвращаясь к эпизоду из Чернышевского, можно сделать вывод, что писателем был чутко описан тот восторг, который испытывали перед искусством примадонны многие, если уж образ певицы проникал даже в подсознание.
Еще два сезона выступала в России Бозио. Наступил 1859 год. Во время Великого поста, когда спектаклей не было, певица отправилась в Москву, чтобы дать несколько концертов. На обратной дороге она простудилась и заболела воспалением легких. Болезнь оказалась роковой, и через три недели Анджолины не стало. На смерть Бозио отозвались многие. Большинство искренне скорбело по несчастной. Но были и другие. Любопытен желчный и циничный пассаж небезызвестной А. Панаевой, которая в своих воспоминаниях раскрывает иные стороны жизни тогдашнего общества. Вот что пишет мемуаристка:
: итальянская певица Бозио даже поплатилась жизнью за свою скупость. Она: производила большой фурор в итальянской опере; ей также подносили ценные подарки. Кроме того, она получила множество бриллиантов и всяких драгоценностей от одного важного старика, графа Орлова*****, который влюбился в нее и вел себя как мальчишка: делал ей мимические знаки, посылал ей поцелуи и т. п. Бозио кокетливо ему улыбалась:. Далее Панаева рассказывает, что врач примадонны не советовал не вполне здоровой певице ехать в Москву в сильный мороз, но страсть к деньгам пересилила: Для Бозио ничего не значило потерять 5 или 6 тысяч, но она ни за что не хотела лишиться их. Интересен и другой факт, приводимый бывшей возлюбленной Некрасова:
После смерти Бозио ее супруг сделал выгодную аферу, распродав все ее вещи по дорогой цене. Поклонники Бозио раскупали ее имущество нарасхват, и один мой знакомый, ее поклонник, но небогатый человек, купил сломанную гребенку Бозио за десять рублей и очень сердился, когда я доказывала ему, что аферист, муж Бозио продал ему сломанную свою гребенку или ее горничной.
Как это у Тургенева? - Прах, и тлен, и ложь - все земное:
И до, и после Бозио в России выступали знаменитые примадонны. Паста и Зонтаг, Патти и Ван Зандт, перечень имен можно продолжать. Многие из них заняли в мировой истории оперы более почетное место, нежели наша героиня.
Так что нам до нее?.. Почему мы вспоминаем о ней?.. Да о ней ли?.. Или о красивой смерти, превратившейся в заключительный акт оперы, либретто которой - жизнь?..
А может быть это повод поговорить о блистательной русской культуре, о ее гениях, которых чудесным образом объединила своей трагической судьбой хрупкая итальянка?..

Примечания:

* Дом Демидова на углу Невского проспекта и Малой садовой улицы, где часто останавливались иностранные артисты. Несколькими годами ранее здесь жила Полина Виардо. В перестроенном виде сохранился и в наши дни (Невский проспект, 54).
** В некоторых источниках указывается 1853 год (например, в 1-м томе Музыкальной энциклопедии, в немецком Большом словаре певцов (K. J. Kutsch, Leo Riemens) и др. Однако это скорее всего не соответствует действительности (см. [А. И. Вольф]. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. 1-2 тт. СПб., 1877, 1884; а также периодику тех лет).
*** На способность Бозио гениально воплощать образы умирающих героинь обратил внимание Ф. М. Толстой в статье Три агонии м-м Бозио в Петербургской французской газете (речь идет о партиях Виолетты, Леоноры и Луизы Миллер).
**** Среди партий, исполненных Бозио за это время, Церлина в Дон Жуане Моцарта и Фра Дьяволо Обера, Адель в Графе Ори, Леди Гарриет в Марте Флотова и др.
***** Речь идет о том самом Орлове, сошедшем с ума после смерти певицы.

 

www.peoples.ru/art/theatre/opera/bozio/

www.peoples.ru

 

 

 
  Сайт разработан в студии SF7
tel.: +7 /3272/ 696500
© 2017 "Истории о нас"
Все права защищены.